Доклад президента СПП МО на заседании Общего отчетно-выборного собрания
Доклад президента Союза промышленников и предпринимателей Мурманской области Сергея Борисовича Веллера на заседании Общего отчетно-выборного собрания членов СПП МО 04 апреля 2019 г.
Доклад президента Союза промышленников и предпринимателей Мурманской области Сергея Борисовича Веллера на заседании Общего отчетно-выборного собрания членов СПП МО 04 апреля 2019 г.
В своем выступлении я хотел бы не столько сделать отчет о работе, которая была проведена за три года, сколько проанализировать сложившуюся в регионе ситуацию.
Наш Союз работает достаточно активно, участвует во множестве мероприятий, которые проводятся на региональном и федеральном уровнях. Я очень рад, что в РСПП возобновил работу Координационный совет по развитию Северных территорий и Арктики по инициативе Мурманска, Норильска и присоединившегося к нам Ханты-Мансийска. Потому что координационный совет оказался очень серьезным органом, позволяющим обсуждать проблемы, одинаковые для северных территорий, и выносить их на уровень федерального правительства.
Давайте вернемся к тому, что у нас произошло за эти три года. Конечно, основа СПП МО – это крупные предприятия. Но среди наших членов есть и представители среднего бизнеса, и индивидуальные предприниматели. И основная озабоченность, которая присутствует в нашей работе, - это как раз внимание к субъектам малого и среднего предпринимательства. Потому что не секрет, что большинство из крупных компаний являются вертикально интегрированными, и их бенефициары и руководители групп компаний имеют возможность решать свои вопросы на уровне Федерации.
За последние годы мы наблюдаем серьезное снижение деловой активности в регионе. Буквально позавчера уполномоченный по защите прав предпринимателей привел статистические данные, что за последние 5 лет в регионе снизилось количество субъектов малого и среднего предпринимательства более чем на 15%. Что первично, а что вторично в вопросе оттока населения из региона? Уменьшение населения, и, соответственно, снижение потребности в бизнесе? Или, наоборот, снижение бизнес-активности, и, как результат, отсутствие рабочих мест и желание людей как можно скорее уехать? Буквально вчера появилась информация о том, что за последний год наша область потеряла более 5000 человек. 5000 человек из 750 000 – это, к сожалению, серьезная тенденция к уменьшению.
Основные проблемы, из-за которых бизнес стремится прекратить свою деятельность здесь, связаны, прежде всего, с федеральным законодательством. Это и налогообложение, и «северное удорожание», постоянные изменения в налоговом кодексе и так далее. И в помощь малому и среднему предпринимательству мы проводим такие важные, на мой взгляд, мероприятия, как ежегодные налоговые конференции. Это мероприятие, на котором бизнес может напрямую общаться с налоговыми органами, задавая вопросы и получая консультации, комментарии, разбор спорных случаев от специалистов ИФНС. Из года в год количество участников этих конференций – тех, кто пришел поговорить о новшествах в налоговом кодексе – растет. В последней налоговой конференции приняло участие более 150 человек.
Какие еще проблемы испытывает наш бизнес? Доступ к ресурсам, а именно: подключение к тепло-, электро- и водоснабжению. Мы регулярно проводим встречи с предпринимателями не только в Мурманске, но и в области. В этих встречах принимают участие ресурсоснабжающие предприятия, прежде всего, филиал ПАО «МРСК Северо-Запада» «Колэнерго», который проводит консультации с предпринимателями, рассказывая о возможностях подключения к электросетям. В последнее время активно включился в эту работу Мурманский филиал ПАО «Ростелеком», презентуя свои возможности и доводя их до сведения малого бизнеса.
Кредитные ресурсы. К сожалению, для малого и среднего бизнеса Мурманской области получить кредиты в федеральных банках крайне сложно. Да, поддержка правительства в регионе есть, но это капля в море, которая совершенно не спасает ситуацию.
Коммуникации. Мы большая по площади область, и коммуникации между заказчиками и между малым и средним бизнесом это тоже проблема. Поэтому мы провели ряд встреч, на которых постарались организовать общение между потенциальными заказчиками - представителями крупного бизнеса - и представителями малого бизнеса, которые входят в наш Союз. В этих встречах участвовали Ковдорский ГОК, Мурманский рыбный порт. Была организована встреча на Кольской АЭС для представителей малого и среднего бизнеса.
Чтобы сделать эту работу более оперативной, мы разработали новый сайт. Мы создаем площадку для членов Союза, на которой можно будет оперативно обмениваться различной информацией: обмен рабочей силой, денежными средствами и другими ресурсами. Это и возможность для крупных компаний обозначить свою потребность в каких-либо работах и услугах, а малый бизнес может увидеть, каковы потребности крупных заказчиков. Либо, наоборот, малый бизнес может показать свои возможности, чтобы крупные предприятия могли обратиться к ним.
Возвращаясь к главным проблемам, которые у нас существуют. Это пресловутое «северное удорожание». Давно уже посчитано, что только за исполнение государственной гарантии по обеспечению более длительного отпуска себестоимость нашей продукции, если мы говорим о промышленном производстве, выше приблизительно на 14%, чем в Средней полосе. Но с тех пор, как 7 декабря 2016 года Конституционным Судом было принято решение о том, что районный коэффициент и полярные надбавки должны быть сверх оклада, а потом следующее решение о том, что минимальный оклад и МРОТ не должен быть ниже того, что устанавливается на федеральном уровне, первым нашим действием была, к сожалению, отмена трехстороннего соглашения между Правительством Мурманской области, профсоюзами и работодателями в части установления МРОТ. Более 12 лет у нас эта логика соблюдалась, и МРОТ с учётом «северных» надбавок был несколько выше прожиточного минимума. На сегодняшний день МРОТ составляет 11280 р., умноженный на коэффициент 2,2. Для работника, у которого все полярные надбавки, МРОТ на 60% превышает прожиточный минимум в Мурманской области.
На крупных предприятиях, где доля работников низкоквалифицированного или неквалифицированного труда незначительна, это не очень сильно сказывается. На малом и среднем предпринимательстве это сказывается в большей степени. пропала дифференциация по оплате труда неквалифицированного и квалифицированного работника, и это неправильно. В результате многие предприятия закрываются, некоторые уезжают, некоторые стремятся зарегистрировать бизнес в других регионах, продолжая работать здесь. О негативных последствиях этого, думаю, нет смысла говорить.
Представители Хабаровского края рассказали о своей ситуации, которая еще сложнее, чем у нас. У нас, по крайней мере, вся область находится в равных условиях, а в Хабаровском крае есть районы Крайнего Севера, где проблемы схожи с нашими, есть приравненные к районам Крайнего Севера, и есть южные районы. И как говорят представители Хабаровского края, у них в северных районах бизнеса практически не осталось, все перерегистрировались в южных районах.
Так, советская система, которая действует до сих пор, утратила свою актуальность и прекратила привлекать рабочую силу в северные регионы. В связи с этим Координационный совет по развитию Северных территорий и Арктики направил свои предложения в Российский союз промышленников и предпринимателей. В них, в частности, речь идет о пересмотре принципа оплаты труда Северных регионов.
Также мы предлагали через Общественную палату РФ исправить ситуацию некоторыми хотябы при организации конкурсных закупок в соответствии в 44-ФЗ и 223-ФЗ. Поскольку у нас на севере себестоимость продукции выше, то нужно разрешить региональным правительствам для каждой отрасли определить эти повышающие коэффициенты, позволяющие при проведении конкурсных процедур уровнять цены поставщиков или подрядчиков из разных регионов. К сожалению, ответ Минэкономразвития РФ был таков, что у нас единое экономическое пространство и никому никаких преференций быть не может. Но мы не говорим о преференциях, мы говорим о том, что сегодня мы находимся в дискриминационных условиях.
Также остро стоит вопрос о районном коэффициенте, полярных надбавках и компенсации из государственного бюджета стоимости проезда к месту отдыха и обратно. По сути, это выплаты компенсационного характера, и они не должны облагаться налогами и выплатами в различные фонды. Еще раз повторю, это не только наши предложения, эти проблемы одинаковы для всех северных регионов. Все эти предложения нашли отражение в письме к министру труда и социальной защиты РФ Топилину М.А. В любом случае, решаться эти вопросы могут только в долгосрочной перспективе, так как это потребует, помимо многочисленных обсуждений, внесения изменений в целый ряд законодательных актов.
А сейчас остановлюсь подробнее именно на нашем предложении, инициатором которого был как раз СПП МО. Оно касается пенсионной реформы. Сегодня законодатель говорит, что, например, для мужчин 20 лет «северного» стажа – это возможность выйти на пенсию на 5 лет раньше, чем в целом по стране. Получается, что каждые 4 года трудового стажа на севере дают мужскому населению снижение возраста выхода на пенсию на 1 год. Мы предложили продолжить данную логику – расширить эту льготу и внести изменения в соответствующий федеральный закон, а именно снизить пенсионный возраст для мужчин на 1 год за каждые 4 года работы на Крайнем Севере сверх установленных законодательством, и аналогично для женщин – на 1 год за каждые 3 года работы на Крайнем Севере сверх установленных законодателем.
И это может стать одним из факторов, сдерживающих отток работоспособного населения с Крайнего Севера. Ведь сегодня стимулов работать на севере практически нет. РСПП поддержал это предложение, надеюсь, данная инициатива дойдет до логического завершения.
Еще одна важная тема, которой мы занимались, это наши рыбаки. Это тема, которая интересует, в первую очередь, наших рыбодобытчиков. Мы очень плотно взаимодействуем и с Союзом рыбопромышленников Севера, проводим массу совместных мероприятий, обсуждаем многие вопросы по инициативе Ирины Вадимовны Мокеровой, которая одновременно является заместителем председателя правления Союза рыбопромышленников Севера. Сегодня основной задачей является увеличение грузопотока по Северному морскому пути. Мурманский транспортный узел и НОВАТЭК – вот два глобальных проекта, которые сегодня реализуются в Мурманской области. Но готова ли береговая база для того, чтобы обеспечить всё это: заходы, выходы рыбацких судов, переработка, логистика, судоремонт, обеспечение. Этому был посвящен круглый стол, и эти вопросы вызвали достаточно большой резонанс. По итогам круглого стола была подготовлена резолюция, которую мы сегодня передадим в правительство Мурманской области для того, чтобы в последующем эти вопросы были вынесены на обсуждение на федеральный уровень.
Большой и важный вопрос, которым мы постоянно занимаемся, это подготовка кадров. То, что мы можем сделать на региональном уровне в части подготовки будущих кадров, замечательно делают наши образовательные учреждения, например, Мурманский индустриальный колледж, который готовит специалистов очень высокого уровня. Мурманский индустриальный колледж также оказывает содействие Союзу в продвижении и поддержке инноваций. Он предложил использовать свою материально-техническую базу для создания опытных образцов нашей региональной разработки – тренажера для реабилитации людей с дисфункцией опорно-двигательного аппарата. Это изобретение специалиста протезно-ортопедического предприятия. На одном из заседаний Совета СПП МО он представил нам свою разработку. Это аналог норвежского тренажёра, но стоить он будет примерно в 10 раз дешевле, чем зарубежный.
Также в направлении подготовки кадров мы ежегодно проводим праздник профессионального мастерства по рабочим и техническим специальностям. В этом году в рамках праздника «Профессионалы на Мурмане» прошли конкурсы по 8 профессиям и специальностям.
Предлагаю, коллеги, по результатам нашего Общего собрания принять резолюцию, содержание которой будет передано в региональное правительство, чтобы мы совместно с органами власти могли продвинуться в решении озвученных сегодня задач.